Переизбыток тягачей в России: исследование показывет дефицит спроса
Рынок тяжёлых грузовиков в России переживает упадок, о чём свидетельствуют недавно проведённые данные, якобы показывающие, что предложение тягачей в стране на 44% превышает запланированный спрос за период с января по май 2025 года. Эти выводы сделаны в результате анализа, проведённого транспортной компанией ПЭК, Национальным агентством промышленной информации и Объединенной лизинговой компанией, основываясь на статистике Росстата и опросах представителей отрасли.
В указанный период в России работало порядка 345 тысяч тягачей с грузоподъемностью от 20 тонн. Средний месячный пробег таких автомобилей-гигантов составил около 10 тысяч километров, при этом уровень загрузки автопарка перевозчиков оценивается в 60% от максимального возможного лимита.
Общая провозная мощность на конец мая 2025 года по подсчётам экспертов достигла отметки в 38,1 миллиарда тонно-километров (т-км). Тем не менее, реально зафиксированный спрос составил только 21,1 миллиарда т-км, что показывает лишь 56% загрузки автопарка. В то же время, в аналогичный период 2024 года уровень загрузки был выше — около 65%.
Александр Цыпин, основатель консалтингового агентства "Стратегия дела", связывает переизбыток тягачей с покупками, сделанными перевозчиками во время активности на рынке, когда в 2023-2024 годах было приобретено около 100 тысяч тяжёлых магистральных тягачей. Однако в 2025 году экономическая активность снизилась и затронула множество секторов, что значительно повлияло на спрос.