Ситуация на российском рынке электромобилей: рекорды и проблемы
2024 год стал знаковым для российской автоиндустрии, ведь за первое полугодие было реализовано рекордное количество электромобилей — 17 805 единиц, что на 26% больше, чем в 2023 году. Многие аналитики выделили первую половину года как наиболее успешную, поскольку в третьем квартале продажи упали, оставшись на отметке около 1,3 тысячи машин в месяц. Лидером по продажам выступила компания Zeekr, которой доверили своем автомобили 7623 покупателя. Однако в первом квартале 2025 года произошел резкий спад — продажи сократились вдвое, составив всего 1854 единицы. Тем не менее, Zeekr сохранил свои позиции, оставшись лидером с долей в 38%.
В период с апреля по июнь 2025 года продажи электромобилей возросли на 37%, составив 2544 автомобиля, но интерес к Zeekr уменьшился, несмотря на незначительный рост до 750 проданных единиц. Это может свидетельствовать о появлении новых сильных конкурентов на рынке.
На фоне этого к другим производителям — BYD и Geely — наблюдается рост сбыта, который увеличился вдвое и втрое соответственно. Evolute, к примеру, нарастил продажи более чем в два раза и достиг 397 реализованных автомобилей.
С точки зрения объема, Москвич 3е демонстрирует крайне низкую продуктивность — всего 247 штук. Бренд Amberauto практически не представлен на рынке, реализовав всего 11 автомобилей. Ora, в свою очередь, организовала партию в 50 машин через операционный лизинг, но также столкнулась с проблемами: заброс стартовали с учетом проблемы поставок из Китая.
Стоит также учитывать других участников рынка — Avatr, Tesla, и даже Mercedes с Porsche, все прошли через снижение интереса со стороны клиентов.
В итоге, по данным второго квартала, доля электромобилей на российском рынке достигла лишь 0,8%. Это поднимает вопросы о будущем моделям, таким как Atom, если не будет поддержки со стороны государства в виде программ стимулирования для такси и других сегментов.