Автопроизводители выступили с инициативой ограничить импорт зарубежных автомобилей для населения

Обращение автопроизводителей к Минпромторгу: необходимость изменений в системе утилизационного сбора Объединение автопроизводителей России (ОАР) обратилось к Минпромторгу с инициативой пересмотра методики начисления утилизационного сбора для автомобилей. Это обращение направлено на прекращение «серого» импорта, осуществляемого через оформление машин на физических лиц. ОАР представляет интересы таких компаний, как АВТОВАЗ, Группа ГАЗ, КАМАЗ и других. Согласно информации от Интерфакс, в обращении, адресованном министру Алиханову, отмечается, что действующее постановление правительства о расчёте утильсбора от декабря 2013 года уже не отвечает современным требованиям и нуждается в изменениях. Автопроизводители предлагают изменить систему так, чтобы утилизационный сбор зависел не от объёма двигателя, а от его мощности. Это связано с тем, что современные автомобили часто оборудуются мощными турбомоторами с небольшим рабочим объёмом. По данным обращения, ситуация приводит к тому, что автомобили разных ценовых категорий облагаются одинаковым размером утилизационного сбора, если они имеют малый объём двигателя. Например, бюджетная модель Changan Alsvin стоит 1,85 млн рублей и имеет объём двигателя 1,48 л с мощностью 98 л.с., и её утилизационный сбор составляет 677,4 тыс. рублей. При этом такая же сумма сборов применяется к BMW Х3 с ценой 8 млн рублей и объёмом двигателя 1,99 л при мощности 255 л.с., а также к гибриду Aito M9 стоимостью 10 млн рублей с мощностью 496 л.с. Данная система больше не обеспечивает социальную дифференциацию, равняя нагрузки на автомобили премиум- и бюджетного класса. ОАР также указывает на негативное влияние льготных ставок утилизационного сбора для физических лиц на авторынок. На данный момент физические лица, импортирующие автомобили для личного пользования, платят утилизационный сбор по льготной ставке: 3400 рублей для автомобилей до трёх лет и 5200 рублей для машин старше трёх лет, кроме автомобилей с двигателями выше трёх литров, для которых льготный срок отменён. Также физлицам запрещено продавать импортированный автомобиль в течение года. Льготные условия привели к росту «серого» ввоза иномарок в России, что подтверждается данными ОАР. Если в 2024 году доля автомобилей, ввезённых на физических лиц, составляла 1-50% от общего импорта, то в 2025 году этот показатель может возрасти до 50-70% и более. Это, в свою очередь, создает проблемы с гарантией, обслуживаниям и обеспечением запчастями, что негативно сказывается на федеральном бюджете из-за недополученных доходов от высоких ставок утилизационного сбора для юридических лиц.